?

Log in

No account? Create an account
Andrei Ivanov
Образовательное - право выбора 
27th-Oct-2006 02:09 am
JetBrains
Занимаясь образовательной деятельностью, очень важно не искать себе или своей компании прямой выгоды. И не пытаться ограничивать возможность выбора студентов/абитуриентов.

Рабство показало себя несостоятельным общественным строем уже довольно давно. Российское законодательство по вопросам взаимоотношений работодатель-работник полностью на стороне работника. Например, соглашение о неконкуренции на территории России не имеет силы.

И тем не менее, многие компании с завидным упорством пытаются "заставить" своих сотрудников продолжать на них работать. Не понимая, что труд программиста - труд творческий и заставить хорошо программировать просто невозможно. Если у человека нет мотивации работать на эту компанию, результаты его работы ничего полезного не принесут.

Возникает законный вопрос - зачем инвестировать в образование если нет гарантий того, что обученные за ваши деньги студенты пойдут к вам работать? Если компания-инвестор является "плохим" работодателем (например есть такая бизнес модель - дешёвые программисты, например студенты, и налаженные бизнес-процессы управления турновером) - незачем. Если же компания инвестор - это "хороший" работодатель - то есть работодатель, работая на которого, сотрудники "счастливы", участие в образовательных проектах даёт возможность рассказать студентам о своей компании. Сделать так, чтобы им *захотелось* работать в этой компании.

По поводу ограничения возможности выбора. Одна Питерская компания имеет хорошо сформированный и работоспособный кластер школа-ВУЗ-производство. Мой коллега из этой компании полагает, что профориентация студентов должна сводиться к тому, что все должны становиться программистами. Ну, или почти все. Потому, что математиков и физиков много не надо. А программистов надо много.

При том, что я всегда осуждал насильственное в каком-то смысле определение в физику выпускников одной из лучших Питерских школ, такая постановка вопроса мне тоже несимпатична. Если человек выигрывает золотые медали на мировой олимпиаде по математике - он должен учиться на матмехе. То, что вместо матмеха он - благодаря действительно профессиональной проведённой профориентации - оказался в другом кластере - это Пиррова победа. Потому, что ВУЗ - участник кластера - не может предоставить ему достаточного уровня вызов - в первую очередь конкурентного вызова со стороны сокурсников. И в конечном счёте, окончив этот ВУЗ, он может иметь подготовку существенно худшую, чем имел бы после матмеха.

Компании, занимающиеся образовательной деятельностью, не имеют морального права влиять на студентов внушая им идею единственности выбора - программист. Рассказывать студенту о профессии, показывать её преимущества - да, но окончательный - и осознанный - выбор должен быть за студентом.

Инвестиция в образование, это не "покупка кадров". Это инвестиция в систему подготовки кадров, которая - может быть не сразу, но улучшит общую ситуацию, от чего выиграют все.
Comments 
27th-Oct-2006 12:44 am (UTC)
А просто засасывать к себе хороших выпускников с программистских кафедр почему недостаточно?
27th-Oct-2006 08:25 am (UTC)
Это просто не работает, потому что таких пылесосов - десятки.

Экономика инвестиций в обучение студентов достаточно прозрачна - чем больше будет подготовленных специалистов, тем меньше кадровый голод вгороде в целом. Проблема только в том, что выгодно это всем программистским компаниям в городе, а инвестируют только самые сознательные.
27th-Oct-2006 05:54 pm (UTC)
Пылесосов - да, есть. Но проблема даже не в этом. Проблема в том, что в 2006 году уровень подготовки даже на лучших кафедрах *существенно* ниже чем в 1994. Коллектива преподователей и программы, покрывающих рекомендации SE2004, нет ни у одного ВУЗа города.
27th-Oct-2006 08:28 pm (UTC)
Насколько я могу судить по своим знакомым, никакой деградации не наблюдается...

А программы - это вообще от лукавого: инженер - он и в Африке инженер. Тем более если речь идёт не об экзотической специализации вроде ядерной бомбы, а о программировании, которым все ещё со школы занимаются. И на последнем чемпионате ACM Россия выступила очень хорошо.

Конечно, есть спрос на систему обучения, которая готовила в программисты не 10 человек из 1000, которые итак с третьего курса работают, а, например, 20 - но, по-моему, это утопия.
27th-Oct-2006 08:52 pm (UTC)
А у Вас, Яков, есть знакомые студенты? Преподаватели? Я второй год смотрю на студентов 2-х - 3-х курсов - уровень подготовки удручает.

На вскидку курсы - ООП, Software Design, Software Engineering - почти не читаются. Алгоритмы и Структуры Данных - на очень разном уровне. Операционные Системы - Сети - очень мало где. Могу продолжать по SE2004.

Если о преподавателях - очень мало где пояилось сильное молодое пополнение. Зато очень много где преподают слабые лекторы, которые тем не менее деражаться за свое место.

АСМ - не показатель вовсе ибо это спорт высоких достижений :). Связь между успехами на АСИ и общим уровнем программирования такая же как связь между олимпийскими успехами ну скажем в плавании и количеством людей, которые умеют плавать.

Система обучения, которая из 25 хороших студентов готовит 15-20 хороших инженеров - это уже не утопия, наша Академия добилась этого в первый же год своего существования. Первый выпуска моторольской группы ЛЭТИ-ФАВТ-МО ЭВМ - другой успешный пример.

И программы - это не от лукавого, поверьте :). Это важно :)
27th-Oct-2006 09:36 pm (UTC)
Да, у меня есть знакомые студенты: мне yury_lifshits дал у них курсовую вести:) Конечно, я смотрю только на "верхушку", но вижу и хороших преподавателей, и студентов. И есть компании, которым нужны именно гении, буквально следят за чемпионами ACM. Свежий пример из Майкрософта - TopCoder практически один в один.

Очевидно, меня и близко не учили по SE2004, но когда я его читаю и не вижу ни одной теоремы, то у меня вообще ступор наступает...

27th-Oct-2006 06:48 am (UTC)
Как-то это всё очень уж сложно. ИМХО, профориентация от какой-то там фирмы, даже если это основной спонсор обучения, всегда выступает в комплексе с профориентацией от преподавателей. Которые всегда рады затащить человека в науку, если он этого хочет.

P.S. Не слышно ли чего-нибудь о поддержке курса?
27th-Oct-2006 05:49 pm (UTC)
Поддержки курса - Яндексом?
27th-Oct-2006 06:12 pm (UTC)
Да, Google мне пока не предлагал. :)
27th-Oct-2006 08:53 pm (UTC)
Google Вам там похоже что-то другое предложил :)
В Яндексе - работаем, пока до конкретики не дошло, но надеюсь дойдет.
28th-Oct-2006 06:45 am (UTC)
Связанного с курсами и академией - пока ничего. :)
ОК, спасибо большое! Я в принципе планирую в следующем семестре читать ещё больше, если у Антона всё получится.
28th-Oct-2006 07:04 am (UTC)
Кстати, курс живёт и развивается; по сравнению с тем, что я посылал, lecture notes уже значительно увеличились.
http://logic.pdmi.ras.ru/~sergey/index.php?page=teaching
27th-Oct-2006 08:47 am (UTC)
Боюсь в питере найдется немало мест которые наплюют на подобный fairplay в районе профессионального образования.

С другой стороны при наращивании мощности академии, она рискует превратится в очередной вуз.

А по поводу кластера школа - вуз это такой искуственно сделаный кластер, но кроме него сучествует еще прорва естественных кластеров. Там где я учился в школе у меня небыло конкурентного выбора о чем теперь жалею. Поскольку природная лень не позволила это нивелировать. Так что мое имхо, начинать надо со школ.

А по большому счету с министерства образования :)
27th-Oct-2006 09:07 pm (UTC)
Со школами - пока точнее будет сказать со школой 239 - Академия работает. Как нибудь напишу подробно как.
А с министерства образования начать сложно - не думаю, что там только и ждут пока Андрей Иванов и Николай Пульцин им расскажут как учить детей :)
28th-Oct-2006 04:23 pm (UTC)
Насчет министерства образования - это может оказаться совсем не так. Сейчас у них там какая-та федеральная программа (ну, из этих - "доступное жилье", ..., ну, и по образованию такая есть вроде как) с уймой денег.
28th-Oct-2006 06:50 pm (UTC)
Нацпроект "образование" имеете в виду? Очень есть много желающих принять в ней участие :)

А что стало с Вашим журналом?
28th-Oct-2006 07:39 pm (UTC)
> Нацпроект "образование" имеете в виду? Очень есть много желающих принять в ней участие :)

Точно - его. По опыту работы с министерствами, когда им велят раздать деньги молодым учёным или ещё какой-нибудь запрограммированной сущности, их раздают весьма щедро. Может быть, и с образованием так.

> А что стало с Вашим журналом?

"Она утонула." (В.В.Путин)

Пока времени нет на него. Потом восстановлю, наверное, в прежнем или в другом виде.
1st-Jan-2007 02:46 pm (UTC)
> Компании, занимающиеся образовательной деятельностью,
> не имеют морального права влиять на студентов внушая им идею единственности выбора - программист.
> Рассказывать студенту о профессии, показывать её преимущества - да,
> но окончательный - и осознанный - выбор должен быть за студентом.

хороший подход, очень расположил к себе!

Эх, где же она, качественная система профориентации - вот вроде и талантливый был мальчик, и учился хорошо, и в 239 поступил, и в Германию переехал, и университет по специальности Computer Science с отличием закончил, и потом масса возможностей была - а не складывается ощущения, что занимаюсь своим делом. Совсем другое ощущение складывается, и у кого спросить грамотного совета - совершенно непонятно!

Может, у Вас?

Напишу-ка я подробное ни на какого работодателя не ориентированное резюме, да попробую показать его подготовленным людям. Если будет возможность, был бы искренне рад с Вами пообщаться.

Всего наилучшего в наступившем году, успехов во всех начинаниях и сбычи мечт!

This page was loaded Nov 20th 2017, 11:47 am GMT.