?

Log in

No account? Create an account
Andrei Ivanov
Про Мотивацию 
30th-Sep-2007 03:44 pm
JetBrains
yakov_sirotkin Яков Сироткин вот написал пост про мотивацию. Из поста видно, что Якову с работодателями везло не всегда :). Судя по количеству комментов на этот пост, тема вызывает у народа интерес. Ну, и у меня давно было желание сформулировать свои мысли. Будет, наверное, несколько постов. Этот первый - что-то вроде вступления и оглавления.

Прежде всего следует определиться с терминологией. Я не люблю слово «мотивация». Оно ассоциируется с манипулированием – фраза «как нам мотивировать наших сотрудников» всегда вызывала у меня настороженность. Очень часто она переводится «как нам обмануть наших сотрудников».

Что имеют в виду, когда говорят о мотивации – в контексте взаимоотношений работодатель-работник? С одной стороны, состояние работника – наличие у него мотивов работать в этой, а не в другой организации, работать много, хорошо, достигая результатов. С другой стороны, действия работодателя, направленные на создание и поддержание такого состояния у работника. Говорить мы будем о действиях работодателя – какие они могут быть, на что стоит рассчитывать работодателю, совершая их, и как на них стоит реагировать работнику.

Наиболее часто слово «мотивация» ассоциируется с размером зарплаты – с компенсацией. Я отношусь к компенсации как к фундаменту взаимоотношений работник-работодатель. То есть, с одной стороны, не выстроив стратегии компенсации, не стоит ожидать чудес от печати футболок, например. С другой стороны, из того, что компания платит самые высокие зарплаты в городе, не следует, что сотрудники этой компании лояльны, работают с удовольствием и продуктивно. Вместе с компенсацией следует рассматривать надёжность рабочего места для сотрудника, то есть вероятность того, что компания развалится или что сотрудник будет уволен – по сокращению или по какой-то другой причине. Про компенсацию и надёжность мне есть много чего сказать, и про это будет следующий пост.

Если в Вашей компании все в порядке с надёжностью и компенсацией, Вас, как работодателя, уже можно поздравить. Этих двух факторов достаточно для того, чтобы нанять, удержать и добиваться результатов от 80% работников нашей профессии. Существуют профессии, где на этом и вовсе можно остановиться. Однако, на наше с вами, как работников, счастье и на беду бизнесменов от программирования, профессия наша очень конкурента для работодателей (кому-то из работников это тоже скорее на беду, чем на счастье, но об этом в другом месте). И чтобы привлечь, удержать и добиться максимальных результатов от оставшихся 20%, нужно прилагать дополнительные усилия. А поскольку среди этих 20% находится 80% лучших работников, эти усилия прилагать необходимо.

Если вопросы компенсации и надёжности являются фундаментальными и важны в общем-то для всех работников, с другими факторами все не так просто.
То, что важно для одного работника, может казаться абсолютной ерундой для другого и наоборот. Перечислю их ниже:

(1) Команда. Человеку важно быть частью целого, и от того, насколько это целое – его и насколько ему комфортно быть его частью, зависит многое. К этой категории в наше время относятся, кстати, и футболки-ручки-прочая сувенирка. Хотя, помню в начале 90-х футболки от работодателя были вполне себе материальным стимулом :)
(2) Возможность вертикального и/или горизонтального роста, карьеры, личностного развития
(3) Интересные-новые-престижные задачи
(4) Совместимость работы и личной жизни
(5) Условия труда - рабочее место, офис, и.т.д.

Продолжение следует...
Comments 
30th-Sep-2007 03:52 pm (UTC)
Есть ещё естественное свойству у человека - двигаться дальше. Так вот, если попадёшь в контору, откуда двигаться просто больше некуда, то возникает странное ощущение. Как тут кое-кто выражается: "золотые наручники". Иной раз и 20% не спасает.

Я что хочу сказать - есть человеческая природа, и с ней довольно трудно справиться, хоть деньгами, хоть футболками.
30th-Sep-2007 09:06 pm (UTC)
На свободу можно двигаться. Свой типа продукт делать. Желание сделать что-то свое - это, наверное, единственное с чем сложно бороться любой фирме как-бы хороша она не была в отношении к своим сотрудникам. Да и не надо, наверное бороться - лучше даже помочь. Потом могут сложиться новые интересные отношения - на "работодатель-работник" свет клином не сошелся ведь.
30th-Sep-2007 05:49 pm (UTC)
У тех 20% обычно обострено чувство справедливости. Они не будут заморачиваться с тем, чтобы добиваться справедливого к себе отношения и свалят, не смотря ни не что.
30th-Sep-2007 07:52 pm (UTC)
По скольку справедливости не существует, не стоит из-за неё переживать. Это меня научили в одной маленькой софтверной компании.
30th-Sep-2007 09:01 pm (UTC)
Справедливость субъективна :). Но избежать совсем уж вопиющих несправедливостей можно и нужно.
30th-Sep-2007 11:12 pm (UTC)
С точки зрения руководителя - да, нужно создавать сотрудникам похожие возможности. Но один сотрудник не должен предъявлять претензий, что у его коллеги премия больше или что-то в этом роде.
1st-Oct-2007 07:52 am (UTC)
Ну что значит "не должен" Яша? Ты как ему запретишь? Есть сотрудники, которые таки будут предъявлять. И надо что-то с этим делать. То есть либо объяснять свою позицию либо менять, если облажался с позицией.
1st-Oct-2007 10:39 am (UTC)
На мой взгляд, это неправильно, но часть питерских компаний решают это очень просто: достаточно размер компенсаций (с учетом бонусов и пр.) покрыть NDA. В этом случае сокращается количество информации о деньгах что сокращает почву для любителей вопроса "А почему соседу больше досталось?!".
1st-Oct-2007 11:34 am (UTC)
Во-первых, непонятно, как можно "покрыть NDA" зарплаты, с которых все равно платятся налоги.
Во-вторых, непонятно, как это поможет скрыть зарплаты от работника конторы. Разве что он на испытательном сроке и с ним никто не хочет общаться, но тогда он уже существенно демотивирован.
В-третьих, что мешает сотруднику просто хотеть премию, не ссылаясь на премию другого сотрудника?
Да, и самое главное, своим "покрытием" ты эти 20% людей уже на входе в компанию демотивировал. ;-)
1st-Oct-2007 11:41 am (UTC)
Во-первых, очень даже понятно. Вы не работали в Google ? :-)

Во-вторых, опять же понятно: сотрудник не имеет право разглашать свой доход. Вы просто не узнаеете, сколько получает Ваш сосед.

В-третьих, про это речь не шла. Речь шла о премии в сравнении.

Ну и напоследок, я же написал, что не сторонник такого подхода, перечитайте комент. Почему же именно я демотивировал ?
1st-Oct-2007 01:13 pm (UTC) - Re: Вы просто не узнаеете, сколько получает Ваш сосед.
Скорее работодатель не узнает, на чьи данные работник опирается при выставлении ему денежных требований. :)
1st-Oct-2007 01:18 pm (UTC) - Re: Вы просто не узнаеете, сколько получает Ваш сосед.
И это тоже.
1st-Oct-2007 02:01 pm (UTC)
Я не работал в Гугл. А что, он так явно нарушает российское законодательство? Да я ему тогда вообще больше не верю! :-)
Не Вы демотивировали, это такая фигура речи. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы к Вам ее больше не применять.
1st-Oct-2007 12:09 pm (UTC)
В любом случае, у каждого недостатка есть определенный вес равно как и у каждого достоинства. В случае с Google -- этот недостаток нивелируется наличием замечательного отдела Google Research в котором ИМХО стоит поработать. Если бы я выбирал, куда идти -- обязательно бы подал резюмеху.
4th-Oct-2007 07:13 pm (UTC)
Я не понял, что мешает подать резюме? Извините за оффтоп. Кста, не увидел в законе, на который сослались ниже, требования раскрывать уровень зарплаты каждого сотрудника. Система оплаты-да. С ней обычно знакомят.
5th-Oct-2007 02:36 pm (UTC) - Я не понял, что мешает подать резюме?
А я сейчас не ищу себе работу: всё что у меня есть в студии -- устраивает. От добра добра не ищут, верно ведь? Другое дело конечно, если добро само ищет :)
1st-Oct-2007 12:05 pm (UTC)
Это противоречит российскому законодательству. Так что все это NDA филькина грамота.
1st-Oct-2007 12:12 pm (UTC)
А что, на самом деле противоречит? А чему конкретно, просветите :)
1st-Oct-2007 12:24 pm (UTC)
ФЗ о коммерческой тайне. Статья 5 п 5. http://www.rg.ru/2004/08/05/taina-doc.html Большинство работодателей почему-то на этот закон плюют.
1st-Oct-2007 12:27 pm (UTC)
Я прочитаю на досуге, спасибо.
4th-Oct-2007 09:33 pm (UTC)
это?
> о системе оплаты труда, об условиях труда

так можно сколько угодно спорить, входит ли размер зарплаты и премии в эти размытые понятия.

и не обязательно называть какую-либо информацию коммерческой тайной, чтобы ограничивать её (информации) распространение
4th-Oct-2007 09:36 pm (UTC)
Ничего там размытого нет. Это закон. В законе четкие определения.

Ну это понятно. Я например не скажу никому размер своей зарплаты, потому что я не хочу портить отношения с работадателем.
4th-Oct-2007 10:03 pm (UTC)
приведёте цитату чётких определений?
5th-Oct-2007 06:08 am (UTC)
Честно говоря искать лень. Можете поисследовать ТК.
4th-Oct-2007 09:35 pm (UTC)
в российских реалиях люди обычно легко обсуждают компенсации и премии друг друга в курилке, не взирая на NDA.

и делают все нужные им выводы и задают все интересные им вопросы, вовсе не ссылаясь на конкретные "свидетельские показания"
5th-Oct-2007 02:34 pm (UTC)
Я это понимаю. Однако согласитесь, что обсуждать разрешенное спокойнее неразрешенного невзирая на эффект сладости запретного плода :-)
1st-Oct-2007 03:32 am (UTC)
ты еще другую щеку подставь, ага
одно дело переживать что ты не Абрамович
другое дело, когда ты имеешь меньшее положение и компенсации только потому что твоему боссу больше нравятся блондины
никто не удержит нормального специалиста, если он почувствует к себе несправедливость
если он, конечно, не Перельман
1st-Oct-2007 05:00 am (UTC)
На блондинов - наплевать, речь идёт о том, адекватно ли ценят конкретного специалиста. И если нет, то найдутся люди, которые постараются предложить ему больше. А если кто-то получает больше, чем стоит, то за него можно только порадоваться.
1st-Oct-2007 08:00 am (UTC)
Не так это просто определить какая оценка стоимости будет адекватной.

Ну, и если отбросить суперстаров и откровенно плохих работников (которые в правильных конторах редко проходят интервью и уж точно не задерживаются после испытательного срока) - сложно определить относительную стоимость сотрудников. Не ценность, а стоимость, ценность определять, особенно сравнительную, - опасное занятие. Им разве что во время сокращений стоит заниматься.
1st-Oct-2007 05:09 pm (UTC)
А стоимость нематериального вообще трудно оценить, а на материальное стоимость постоянно скачет : )))
1st-Oct-2007 09:42 am (UTC)
То есть в той маленькой софтверной компании тебя научили не обращать внимания на то, что тебя имеют и ты с этого имеешь меньше чем кто-то, кто просто пришелся ко двору. А, да, тебя еще научили за них радоваться.
1st-Oct-2007 10:17 am (UTC)
Не драматизируй:) платить мне меньше, чем в среднем по рынку очень сложно:)
30th-Sep-2007 07:53 pm (UTC) - FYI
Институт Гэллапа в течение 25 лет проводил исследование этой темы. В том числе они опросили более миллиона сотрудников из разных сфер, чтобы найти корреляцию между "качеством рабочего места" и привлечением самых талантливых сотрудников. В итоге определили 12 ключевых показателей (примерно таких же очевидных, как и перечисленные :) и то, что решающую роль в привлечении и удержании талантливого сотрудника играет его непосредственный руководитель (в том смысле, что ситуация выше по иерархии имеет очень небольшое значение).
Книжка.
30th-Sep-2007 09:00 pm (UTC) - Re: FYI
Я, собственно, на открытия в этой области не коим образом не претендую :) Книжек написано много хороших и разных - Peopleware и Deadlines например. Просто захотелось упорядочить собственный в этой области опыт - ну и дискуссию по возможности спровоцировать. Завтра вот набросаю про компенсацию :)

Про "выше по иерархии не имеет значение" - не соглашусь. Уж чего чего, а прибить всяческую мотивацию выше по иерархии умеют прекрасно. Что-то хорошее в этом смысле сделать тоже иногда получается.
30th-Sep-2007 09:34 pm (UTC)
Примерил на себя как на работника. Возражений пока нет.

Хотя в явном виде не был упомянут самый сильный для меня (де)мотивирующий фактор, кроме фундаментальных. Работник наблюдает, как вокруг него руководство и коллеги принимают различные решения. До некоторых из них ему - субъективно - есть дело. Если работник считает такие решения правильными, или может исправить чужие ошибки, мотивация растёт. Иначе падает.

То есть, если руководство нанимает сто человек в новый отдел изобретения велосипедов и торговли воздухом, а работника просят "помочь", и он день ото дня наблюдает весь этот парник, то как бы ему не нравились эти прекрасные люди лично, больше хочется травить с ними анекдоты, а не работать. Это что такое получается - негатив пункта (3)?
30th-Sep-2007 09:35 pm (UTC)
ни нравились
1st-Oct-2007 12:35 am (UTC)
Да, пожалуй так оно и есть. Главный демотиватор.
1st-Oct-2007 07:04 am (UTC)
Компенсация это чего? Зарплата что ли?
1st-Oct-2007 07:48 am (UTC)
Типа того :). Зарплата, премии, страховки и прочие монетарные и немонетарные формы дохода. Которые НДФЛ облагаются :)
1st-Oct-2007 11:22 am (UTC)
Cлово какое ругательное. А что конкретно компенсируется? Странный какой подход к оплате труда.
1st-Oct-2007 12:38 pm (UTC)
Ну, использованное слово - это все-таки не "подход к оплате труда". Вот что говорят нам Яндекс-Словари. А какое слово лучше? Вознаграждение?
1st-Oct-2007 08:21 am (UTC)
Порой с карьерным ростом бывает странное -- люди отработав в совершенно бесперспективном месте уходят на много большие компенсации благодаря приобретенным контактам, знаниям и опыту -- но если опыт дает третий пункт то добавить возможность обучения и приобретения знаний не мешало бы, на мой взгляд.

Что удивительно, я не нашел в Санкт-Петербурге ни одной IT-компании (тьфу-тьфу) где целиком бы выполнялись эти требования. По крайней мере по собственному опыту и общению с сотрудниками этих компаний. Есть где действительно хорошо и даже близко к идеалу, но понятно что всегда и перед всеми сотрудниками выполнять вышеобозначенные пункты невозможно -- хотя как писал Де Марко -- главное дать людям надежду, и говоря от себя -- ее оправдать.
1st-Oct-2007 07:27 pm (UTC)
Спасибо! Очень коротко и четко все изложено.

Я тоже задумывался такими мыслями и в итоге написал об этом книгу - Motivate me right!. Скоро будет издана. Если интересно, могу дать почитать :)
2nd-Oct-2007 06:36 pm (UTC)
Вообще, наверное люди мотивируют друг друга не меньше чем деньги. Потому очень согласен, что "команда" на первом месте: если вокруг 20% мастеров сидит 80% неучей, этих суперменов будет ооох как сложно удержать. Обобщаю, конечно.

Поэтому нужна команда профессионалов, которую надо создавать любыми силами, а все эти разговоры типа "давайте наберем этих, а потом посмотрим" ни к чему хорошему не приводят.

PS. и ощущение команды футболками не заменить, блинкомпот! :)
(Deleted comment)
4th-Oct-2007 09:40 pm (UTC)
кажется, в этих 3х китах намешаны точки зрения компании и сотрудника.
вы про какую говорите?
This page was loaded Sep 20th 2017, 5:36 am GMT.