?

Log in

No account? Create an account
Andrei Ivanov
Про Мотивацию 
30th-Sep-2007 03:44 pm
JetBrains
yakov_sirotkin Яков Сироткин вот написал пост про мотивацию. Из поста видно, что Якову с работодателями везло не всегда :). Судя по количеству комментов на этот пост, тема вызывает у народа интерес. Ну, и у меня давно было желание сформулировать свои мысли. Будет, наверное, несколько постов. Этот первый - что-то вроде вступления и оглавления.

Прежде всего следует определиться с терминологией. Я не люблю слово «мотивация». Оно ассоциируется с манипулированием – фраза «как нам мотивировать наших сотрудников» всегда вызывала у меня настороженность. Очень часто она переводится «как нам обмануть наших сотрудников».

Что имеют в виду, когда говорят о мотивации – в контексте взаимоотношений работодатель-работник? С одной стороны, состояние работника – наличие у него мотивов работать в этой, а не в другой организации, работать много, хорошо, достигая результатов. С другой стороны, действия работодателя, направленные на создание и поддержание такого состояния у работника. Говорить мы будем о действиях работодателя – какие они могут быть, на что стоит рассчитывать работодателю, совершая их, и как на них стоит реагировать работнику.

Наиболее часто слово «мотивация» ассоциируется с размером зарплаты – с компенсацией. Я отношусь к компенсации как к фундаменту взаимоотношений работник-работодатель. То есть, с одной стороны, не выстроив стратегии компенсации, не стоит ожидать чудес от печати футболок, например. С другой стороны, из того, что компания платит самые высокие зарплаты в городе, не следует, что сотрудники этой компании лояльны, работают с удовольствием и продуктивно. Вместе с компенсацией следует рассматривать надёжность рабочего места для сотрудника, то есть вероятность того, что компания развалится или что сотрудник будет уволен – по сокращению или по какой-то другой причине. Про компенсацию и надёжность мне есть много чего сказать, и про это будет следующий пост.

Если в Вашей компании все в порядке с надёжностью и компенсацией, Вас, как работодателя, уже можно поздравить. Этих двух факторов достаточно для того, чтобы нанять, удержать и добиваться результатов от 80% работников нашей профессии. Существуют профессии, где на этом и вовсе можно остановиться. Однако, на наше с вами, как работников, счастье и на беду бизнесменов от программирования, профессия наша очень конкурента для работодателей (кому-то из работников это тоже скорее на беду, чем на счастье, но об этом в другом месте). И чтобы привлечь, удержать и добиться максимальных результатов от оставшихся 20%, нужно прилагать дополнительные усилия. А поскольку среди этих 20% находится 80% лучших работников, эти усилия прилагать необходимо.

Если вопросы компенсации и надёжности являются фундаментальными и важны в общем-то для всех работников, с другими факторами все не так просто.
То, что важно для одного работника, может казаться абсолютной ерундой для другого и наоборот. Перечислю их ниже:

(1) Команда. Человеку важно быть частью целого, и от того, насколько это целое – его и насколько ему комфортно быть его частью, зависит многое. К этой категории в наше время относятся, кстати, и футболки-ручки-прочая сувенирка. Хотя, помню в начале 90-х футболки от работодателя были вполне себе материальным стимулом :)
(2) Возможность вертикального и/или горизонтального роста, карьеры, личностного развития
(3) Интересные-новые-престижные задачи
(4) Совместимость работы и личной жизни
(5) Условия труда - рабочее место, офис, и.т.д.

Продолжение следует...
Comments 
30th-Sep-2007 03:52 pm (UTC)
Есть ещё естественное свойству у человека - двигаться дальше. Так вот, если попадёшь в контору, откуда двигаться просто больше некуда, то возникает странное ощущение. Как тут кое-кто выражается: "золотые наручники". Иной раз и 20% не спасает.

Я что хочу сказать - есть человеческая природа, и с ней довольно трудно справиться, хоть деньгами, хоть футболками.
30th-Sep-2007 09:06 pm (UTC)
На свободу можно двигаться. Свой типа продукт делать. Желание сделать что-то свое - это, наверное, единственное с чем сложно бороться любой фирме как-бы хороша она не была в отношении к своим сотрудникам. Да и не надо, наверное бороться - лучше даже помочь. Потом могут сложиться новые интересные отношения - на "работодатель-работник" свет клином не сошелся ведь.
30th-Sep-2007 05:49 pm (UTC)
У тех 20% обычно обострено чувство справедливости. Они не будут заморачиваться с тем, чтобы добиваться справедливого к себе отношения и свалят, не смотря ни не что.
30th-Sep-2007 07:52 pm (UTC)
По скольку справедливости не существует, не стоит из-за неё переживать. Это меня научили в одной маленькой софтверной компании.
30th-Sep-2007 07:53 pm (UTC) - FYI
Институт Гэллапа в течение 25 лет проводил исследование этой темы. В том числе они опросили более миллиона сотрудников из разных сфер, чтобы найти корреляцию между "качеством рабочего места" и привлечением самых талантливых сотрудников. В итоге определили 12 ключевых показателей (примерно таких же очевидных, как и перечисленные :) и то, что решающую роль в привлечении и удержании талантливого сотрудника играет его непосредственный руководитель (в том смысле, что ситуация выше по иерархии имеет очень небольшое значение).
Книжка.
30th-Sep-2007 09:00 pm (UTC) - Re: FYI
Я, собственно, на открытия в этой области не коим образом не претендую :) Книжек написано много хороших и разных - Peopleware и Deadlines например. Просто захотелось упорядочить собственный в этой области опыт - ну и дискуссию по возможности спровоцировать. Завтра вот набросаю про компенсацию :)

Про "выше по иерархии не имеет значение" - не соглашусь. Уж чего чего, а прибить всяческую мотивацию выше по иерархии умеют прекрасно. Что-то хорошее в этом смысле сделать тоже иногда получается.
30th-Sep-2007 09:34 pm (UTC)
Примерил на себя как на работника. Возражений пока нет.

Хотя в явном виде не был упомянут самый сильный для меня (де)мотивирующий фактор, кроме фундаментальных. Работник наблюдает, как вокруг него руководство и коллеги принимают различные решения. До некоторых из них ему - субъективно - есть дело. Если работник считает такие решения правильными, или может исправить чужие ошибки, мотивация растёт. Иначе падает.

То есть, если руководство нанимает сто человек в новый отдел изобретения велосипедов и торговли воздухом, а работника просят "помочь", и он день ото дня наблюдает весь этот парник, то как бы ему не нравились эти прекрасные люди лично, больше хочется травить с ними анекдоты, а не работать. Это что такое получается - негатив пункта (3)?
30th-Sep-2007 09:35 pm (UTC)
ни нравились
1st-Oct-2007 07:04 am (UTC)
Компенсация это чего? Зарплата что ли?
1st-Oct-2007 07:48 am (UTC)
Типа того :). Зарплата, премии, страховки и прочие монетарные и немонетарные формы дохода. Которые НДФЛ облагаются :)
1st-Oct-2007 08:21 am (UTC)
Порой с карьерным ростом бывает странное -- люди отработав в совершенно бесперспективном месте уходят на много большие компенсации благодаря приобретенным контактам, знаниям и опыту -- но если опыт дает третий пункт то добавить возможность обучения и приобретения знаний не мешало бы, на мой взгляд.

Что удивительно, я не нашел в Санкт-Петербурге ни одной IT-компании (тьфу-тьфу) где целиком бы выполнялись эти требования. По крайней мере по собственному опыту и общению с сотрудниками этих компаний. Есть где действительно хорошо и даже близко к идеалу, но понятно что всегда и перед всеми сотрудниками выполнять вышеобозначенные пункты невозможно -- хотя как писал Де Марко -- главное дать людям надежду, и говоря от себя -- ее оправдать.
1st-Oct-2007 07:27 pm (UTC)
Спасибо! Очень коротко и четко все изложено.

Я тоже задумывался такими мыслями и в итоге написал об этом книгу - Motivate me right!. Скоро будет издана. Если интересно, могу дать почитать :)
2nd-Oct-2007 06:36 pm (UTC)
Вообще, наверное люди мотивируют друг друга не меньше чем деньги. Потому очень согласен, что "команда" на первом месте: если вокруг 20% мастеров сидит 80% неучей, этих суперменов будет ооох как сложно удержать. Обобщаю, конечно.

Поэтому нужна команда профессионалов, которую надо создавать любыми силами, а все эти разговоры типа "давайте наберем этих, а потом посмотрим" ни к чему хорошему не приводят.

PS. и ощущение команды футболками не заменить, блинкомпот! :)
(Deleted comment)
4th-Oct-2007 09:40 pm (UTC)
кажется, в этих 3х китах намешаны точки зрения компании и сотрудника.
вы про какую говорите?
This page was loaded Oct 24th 2017, 7:49 am GMT.