?

Log in

No account? Create an account
Andrei Ivanov
Про сохранение в университетах лучших 
10th-Apr-2008 02:15 am
JetBrains
Интересная статья Анатолия Абрамовича Шалыто. Мысль, высказанная в статье, мне очень близка - на самом деле уже несколько лет я по мере сил занимаюсь реализацией схожих идей - и Борланд и Яндекс спонсировали работу преподавателей именно преподавателями, наша Академия Современного Программирования дает преподавателям дополнительную возможность реализовать свои возможности. Сегодня можно уже на живых примерах говорить, что стратегия эта разумная - вчерашние студенты, которые, в том числе и благодаря этой стратегии, попали на работу например в Яндекс, уже сегодня на ведущих ролях. Если смотреть в перспективе хотя бы 3-х лет, то подавив в себе желание заполучить одного сильного выпускника в качестве программиста и поддержав его желание работать преподавателем материально, можно получить взамен дюжину сильных программистов, им подготовленных.

К сожалению, проблема не ограничивается деньгами. "К сожалению" потому, что если бы она ограничивалась деньгами, ее можно было бы просто решить. В последнем предложении предыдущего абзаца ключевым является слово "желание". Опыт показывает, что желание оставаться на преподавательской работе есть очень у небольшого числа выпускников. Например, насколько мне известно, упомянутый Анатолием Абрамовичем Петя Митричев совершенно не горел желанием оставаться преподавать в МГУ, и не денег ради он пошел в Гугл (поправьте меня, если я тут не прав). Так что проблема, как и во всей индустрии сейчас, не в деньгах, а в кадрах.

Чтобы не быть голословным, нам в Академию Современного Программирования на 2008-2009 учебный год требуются молодые преподаватели - в качестве кураторов групп (полная загрузка) и руководителей практики (частичная загрузка). Оплата сравнимая с оплатой труда программиста в том же Яндексе, например. Если кто-то хочет и может преподавать, но не нашел пока, где это делать и получать за это деньги - обращайтесь. Как правило, работа в академии не мешает (скорее помогает) и продолжению преподавания в ВУЗе.
Comments 
10th-Apr-2008 05:14 am (UTC)
Мне показалось, речь там шла не столько о сохранении ради воспитания новых, сколько о сохранении ради научных результатов.

Впрочем, эта мысль спорна: есть полно великих исследователей, работавших и работающих не в университетах, а вполне себе в крупных компаниях. В сухом остатке, действительно, остается мысль о воспитании новых :)
10th-Apr-2008 05:32 am (UTC)
когда то я купил книжку Шалыто под названием "switch технологии" и был поражен тем, насколько человек неспособен грамотно, четко и кратко выражать свои мысли
10th-Apr-2008 05:51 am (UTC)
Из чистого любопытства: верно ли, что сильные программисты в коммерческих компаниях и сильные преподаватели и исследователи - одни и те же люди? Ну, велико ли пересечение множеств?
Сути вопроса это, вроде, не меняет - если ВУЗ и фирма будут предлагать примерно равные условия, то кто способен, тот и пойдёт преподавать, упрощённо говоря.
10th-Apr-2008 06:25 am (UTC)
Рискну высказать оценку, что программисты и исследователи - это примерно одни и те же люди, грубо говоря, все они инженеры. Преподаватели - существенно другие.
10th-Apr-2008 06:00 am (UTC) - несколько банальностей про кадры
1. Преподавание в высшей школе редко бывает основным/единственным занятием. Как устроен типичный западный университет? Профессор получает деньги за преподавание (которого мало) + research. Чисто-преподавателем человек становится, когда начинает понимать, что с наукой не сложилось. Понятно, что ценность его после этого изменяется (возможно, он замечательно учит классическим вещам, но переднего края не чувствует). В любом случае, это происходит определённо очень не в 30 лет - а речь-то идёт о молодёжи.

2. Преподаватели (в отличие от программистов) любят стабильность. Учитывая, что возможности учить хороших студентов за хорошие деньги в Питере чрезвычайно ограничены, эпизодическое преподавание не рассматривается как основная работа, и остаётся необходимость делать параллельную карьеру. А болото, как известно, засасывает.

Иначе говоря, чтобы удержать талантливого человека "университетской" работой, ему надо:
(а) дать надёжную позицию с ясными перспективами,
(б) дать оплачиваемое время на research (написание программ иногда тоже относится к этой категории, и надо спокойно относиться к тому, что профессор может получить на это доп. грант от какого-нибудь газпромгугля - или не получить) - качественное преподавание не может иметь много аудиторных часов в неделю. И место тоже надо дать - т.е. офис.

Увы, этим требованиям не удовлетворяют ни мат-мех, ни нынешние вневузовские альтернативы в Питере.
10th-Apr-2008 06:32 am (UTC) - Re: несколько банальностей про кадры
1. Преподавание в высшей школе редко бывает основным/единственным занятием. Как устроен типичный западный университет? Профессор получает деньги за преподавание (которого мало) + research. Чисто-преподавателем человек становится, когда начинает понимать, что с наукой не сложилось. Понятно, что ценность его после этого изменяется (возможно, он замечательно учит классическим вещам, но переднего края не чувствует). В любом случае, это происходит определённо очень не в 30 лет - а речь-то идёт о молодёжи.
Тут есть еще один момент. Человек, который не работает в промышленности, не занимается исследованиями, вряд ли может дать чего-то большее чем учебник, а если так, то такое преподование это пустая трата времени и студентов и преподавателя. Когда человек много думал об определенной теме, исследовал ее, реализовывал ее применение в промышленном проекте, или расширял ее в исследовании, у него формируется совершенно другое понимание, чем у человека, просто прочитавшего учебник. И именно такие люди, должны преподовать, а не посредственности, решившие после окончания университета пойти в "науку" сразу после окончания университета.
10th-Apr-2008 06:12 am (UTC)
Зарплата-то ладно, а деньги откуда?
10th-Apr-2008 06:40 am (UTC)
На академию? Компании поддерживают =)
10th-Apr-2008 06:17 am (UTC)
Шалыто рассказывающий о том, как он рассказывал о programmer - это "без комментариев".
10th-Apr-2008 06:37 am (UTC)
Вот интересно, начнешь пост со ссылки на пост Якова - никто ведь не начинает обсуждать Якова. А тут 9 коментов - 2 про Шалыто. Давайте достоинства и недостатки Анатолия Абрамовича оставим за скобками, а?
10th-Apr-2008 06:36 am (UTC)
а кстати, строка "требуются молодые преподаватели" вызвана какими посылками? слово "молодые" немного удивило, интересно было бы узнать почему возникло
10th-Apr-2008 06:39 am (UTC)
Из контекста. Вообще не главное, конечно, молодые или нет.
10th-Apr-2008 07:14 am (UTC)
Прочитал статью, по-моему у нее довольно странный пафос - "дайте нам денег, чтобы мы не отдали вам своих лучших выпускников".

Ситуация же другая - в индустрии не нужны (вредны) "научные сотрудники", а те, кто нужен индустрии, те не нужны в университетах. Есть исключения - исследовательские центры этой самой индустрии - но их не очень много. Ожидать получить от ученого что-то большее чем proof-of-concept - было бы странно.

Конечно, университетам нужно подкинуть денег (и целевых от индустрии - тоже), но это решение проблемы голодающих ученых, а не какой-то еще.

Да, я пробовал все булочки - занимался наукой до 2001-го года, преподавал в МГУ до 2007, занимаюсь разработкой сложного ПО последние лет 10 (а до того еще 10 - просто ПО), пытались использовать в работе и преподавателей МГУ и студентов-олимпиадников (по программированию) - скорее с негативными результатами (за ними все пришлось переделывать со временем)
10th-Apr-2008 07:43 am (UTC)
> в индустрии не нужны (вредны) "научные сотрудники"

Кому не нужны? Вам? Мне?
Чем вредны?
Поясните, пожалуйста.
(Deleted comment)
10th-Apr-2008 08:48 am (UTC)
В Яндексе? Ну кто над чем смеется =). На мой взгляд, молодежи - студентам старших курсов, выпускникам - Яндекс предлагает очень неплохие деньги.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
10th-Apr-2008 09:26 am (UTC)
Здравствуйте!
Мне интересно быть руководителем практики - где, с кем и как общаться?
12th-Apr-2008 08:13 pm (UTC)
Напишите на abreslav@gmail.com как с вами связаться. Или если может вы Андрея Бреслава знаете - можно прямо с ним поговорить.
10th-Apr-2008 10:27 am (UTC) - Как обстоят дела в России.
Самое страшное, что Россия это не только Москва и Питер. Есть еще к примеру Воронеж. А тут вообще мрак. По опыту общения с академической средой - лучше все разрушить и построить заново. Мое робкое предположение, что кто-то защиается не давая взяток совету (ну хоть в каком-то ВУЗ-е, ну хотьб по какой-то специальности), было поднято на смех, точнее да такое есть - но это очень нужные люди.
Что касается конкретно IT то все преподавание строится на мужчинах в возрасте до 27 лет, т.е. есть какое-то кол-во людей работающих в ВУЗ-е чтобы не идти в армию. После 27 уходят 95%, т.к. вынести работу в ВУЗ-е по доброй воле невозможно, куча бюрократии, формализма и вообще обстановка не здоровая.
Интерсный момент практически все студенты приходящие к нам собеседоваться учились у кого-то кто у нас работает.
10th-Apr-2008 11:17 am (UTC)
1. Шалыто совершенно правильно излагает общую схему. Но в конкретике я не согласен. Зачем в вузах сильные программисты? В вузах должны быть сильные учёные, в том числе по математике и computer science. И сильные преподаватели. Сильный программист, как мне кажется, обычно не является ни тем, ни другим (есть исключения, да, но как-то на ум приходят только исключения с матмеха, а не от Шалыто ;) ). Программист же — это довольно техническая профессия; в ней, конечно, есть немалая творческая составляющая, но мне кажется, что называть программистов учёными/преподавателями несколько преждевременно.

Стоит отметить, что в тех же американских и израильских вузах работают преподавателями не «сильные программисты», а столпы theoretical computer science. Как сам же Шалыто мне рассказывал, Брин и Пейдж ничего бы не создали, если бы не научрук Брина Motwani, один из ведущих учёных-информатиков.

А сильные программисты должны идти в сильные компании и получать сильные деньги за сильную работу. Или в тяжёлую атлетику. :)

2. Я хочу быть молодым преподавателем в Академии Современного Программирования. Пока что каждый семестр спрашиваю у Пульцина и Бреслава, и каждый семестр они мне отвечают, что мой курс им не нужен. Но, во-первых, у меня уже есть и другие курсы (и первый тоже за год изменился до полной неузнаваемости), а во-вторых, видимо, в этом посте идёт речь о чём-то другом?

3. Книжку нашли, shurik_s готов. :) Когда лучше будет встретиться? И где? :)
12th-Apr-2008 08:09 pm (UTC)
Когда - в середине след недели можно,например в среду. Где - ну можно пообедать где. Или можно у нас в СвифтТимсе - не Яндекс, но где сесть поговорить найдется.

Про практику - будем на следующей тоже неделе обсуждать как это все будет в следующем году в точности, потом свяжемся.
10th-Apr-2008 06:55 pm (UTC)
прочитал статью повнимательней, честно говоря, меня бы как работодателя такое предложение рассмешило бы и понимания бы не вызвало 100%.. среди компаний иногда возникают идеи объединять QA отделы или еще каким либо способом кооперироваться, но и они не встречают никакого отклика как правило, потому что на рынке действительно "каждый сам за себя", хотя помню какой то идиот-американец призывал "к любви и дружбе" в бизнесе, типа все друзья и прочее, только идея товарища сказавшего, что бизнес это - "когда плаваешь в бассейне с кровью среди акул и самое неприятное, что это твоя кровь" был более прав.. у всех задача заработать денег, а не отрасль поддерживать (отрасль поддерживается наличием прикладных задач и заказов, а не качеством студентов, не надо ставить телегу впереди лошади), так что Шалыто попались очень терпеливые и интеллигентные люди, слушавшие его речь и даже хлопавшие местами..
10th-Apr-2008 07:32 pm (UTC)
Как-то мрачно у вас получается. Есть конкуренция, есть сотрудничество, некоторые задачи проще решать вместе, нежели врозь.

Про поддержку отрасли - по моему (пока небольшому) опыту руководства маленькой фирмой, проблемы нехватки людей и нехватки задач возникают по очереди и с одинаковой остротой. А что в Яндексе, что в Борланде вообще проблем с задачами не было - а с людьми были. И как тут где-то в параллельном обсуждении правильно было сказано, только брать людей из коммьюнити уже не получается - надо туда что-то еще и давать.

У крупных фирм призыв Шалыто вполне себе вызывает отклик - есть преподаватели ИТМО, которых фирмы поддерживают, при том, что они не программируют, а преподают.
12th-Apr-2008 10:27 pm (UTC) - Мои пять копеек..
Вообще это стереотип какой-то что после ВУЗа можно либо "заниматься интересными, полезными вещами" (подразумевается - остаться в науке) либо "пойти зарабатывать деньги" (подразумевается - делать человекочасы за доллар). А почему нельзя заниматься интересными вещами и получать за это деньги, если есть компании, вроде того же Google которые предоставляют такую возможность?

Да и вообще, молодые люди уходят из ВУЗов далеко не только из за денег. Еще есть огромный чиновнико-бюрократический аппарат иметь дело с которым неизбежно придется работая в госструктуре. Например, любое получение какого-либо гранта связано с таким количеством бумажек которые нужно заполнить, отнести, подписать, поставить печать, и пр. пр. пр. И так везде.. отчеты, бумажки, отзывы, справки, больничные.. это ли те самые "интересные, полезные вещи"?

Насчет пользы обществу - это тоже спорно очень. Я вместе с Петей ушел после мехмата МГУ в Google, и сейчас результатми моей работы пользуются миллионы людей. Конечно, они понятия не имеют что это результаты моей работы - ну так я и не за славой шел.
13th-Apr-2008 05:00 am (UTC) - Re: Мои пять копеек..
У меня, как раз, нет такого стереотипа - я примерно про это написал во втором абзаце своего поста. Собственно, хотелось бы, как раз, чтобы молодые люди не уходили из ВУЗов только из за денег. То есть, чтобы при принятии решения остаться в ВУЗе или идти в индустрию деньги не были бы первостепенным фактором.
14th-Apr-2008 09:19 am (UTC)
Можно кинуть у себя ссылку? Пост и комментарии получились необычайно интересными!
15th-Apr-2008 04:29 am (UTC)
Можно, почему нет =)
This page was loaded Nov 24th 2017, 2:38 pm GMT.